Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира,
родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа
(Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную
перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.
У евреев был обычай вести народные переписи по коленам,
племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и
праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф,
как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город
Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В
Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских
гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди
сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от
постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь,
в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного
удобства - родился Богочеловек, Спаситель мира.
Рождество Христово
"Таинство
странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает Святая Церковь, -
Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же
возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й песни канона).
Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без
посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк. 2).
Но
среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим
греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи,
бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и
сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет
всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь,
во граде Давидове", и смиренные пастыри первые удостоились поклониться
ради спасения людей Снисшедшему до "рабия зрака". Кроме ангельского
благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою
возвещено было волхвам "звездословцам", и в лице восточных мудрецов
весь языческий мир, незримо для него самого - преклонил свои колена
пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был
Младенец, волхвы - "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя,
принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну" ( Мф. 2, 11).
День
Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым
праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия,
изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и
чудесным. "Се благовествую вам, - сказал Ангел вифлеемским пастырям, -
радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть
Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете
Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом
множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних
Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася
о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри
возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша" (
Лк. 2, 10 - 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и
чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о
всемирной радости для всех людей, "яко родися Спас", Ангельским
славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,
благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся
Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.
Согласно с
Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых
писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и
радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих
праздников.